Бог приходит к людям, когда у них отключен мозг

Врачи считают, что рассказы людей, вернувшихся с того света, правдивы.
Врач-реаниматолог Сэм Парниа возглавляет исследовательский проект AWARE, который тщательно фиксирует рассказы реанимированных пациентов 25 больниц Северной Америки и Европы. По его мнению, эти истории проливают свет на природу сознания.

- Сознание не исчезает в момент смерти, — считает ученый. — Да и нет такого момента. Смерть — это процесс.

Многие пациенты рассказывают о том, что «после смерти» не перестают видеть и слышать, хотя мозг, если верить медицинскому оборудованию, уже не работает. Объяснения этому феномену нашлись только сейчас, когда появилось чувствительное и очень точное оборудование.

Доктор Парниа обнаружил, что 10% людей, переживших остановку сердца, потом вспоминают разные интересные вещи. При этом рассказы похожи один на другой: умиротворённость и встреча с Богом или Иисусом, или с некой абстрактной сущностью. Многие из переживших этот опыт перестают впредь бояться смерти, уверенные в том, что их существование вечно.

Самый главный вопрос, который волнует Парниа: когда людям являются эти видения? Действительно ли во время полного отключения мозга — или же в те краткие мгновения, когда их уже реанимировали, но они ещё без сознания?

Второй вариант кажется более убедительным, но есть одна проблема. Дело в том, что, придя в себя, пациенты пересказывают разговоры и даже описывают одежду людей, окружавших их за 10–20 минут до реанимирования, то есть при неработающем мозге. Парниа склонен предполагать, что такие случаи могли стать результатом особенно успешной реанимации, когда мозг заработал раньше, чем следовало. Но у этой гипотезы нет доказательств. Странные видения никак нельзя приписать слабой, не замечаемой медицинским оборудованием активности мозга или работе какой-то потайной его части. Перед наукой с новой силой встаёт старый вопрос о связи мозга и сознания.

- Мы пытаемся объяснить положение вещей с помощью научного метода, но возможности науки ограничены, - сетует Парниа. - Если кто-то говорит о том, что существует нечто необъяснимое для науки, это не значит, что он суеверен или ошибается. Не проведено ни одного эксперимента, который показал бы, каким именно образом работа клеток мозга приводит к возникновению мысли. Невозможно посмотреть в микроскоп на клетку и сказать: ага, объект думает о том, что он голоден.

Возможно, психика и сознание представляют собой неизвестный науке тип физического взаимодействия, который совсем не обязательно производится непосредственно мозгом. Да, исследования деятельности мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии научили специалистов видеть связь между активацией той или иной области и определёнными мыслительными процессами. Но это никак не отвечает на вопрос о курице и яйце: то ли электрохимическая деятельность клеток порождает мышление, то ли наоборот.

Учёный напоминает также, что до сих пор неизвестно, каким образом мозг переключается между сознательным и бессознательным состояниями. Знали бы — давно научились бы возвращать к жизни «людей-растений» и тех, кто годами лежит в коме.

На энцефалограммах умирающих зафиксированы мощные всплески электрической активности.

Ученые медицинского факультета Университета Джорджа Вашингтона снимали энцефалограммы - картины электрической активности мозга - у семерых пациентов, которые умирали от рака или последствий сердечного приступа. Спасти этих людей было уже нереально. И они в итоге скончались. Но за мгновения до смерти у всех несчастных мозг словно бы взрывался. В нем возникали невероятно мощные всплески электрических импульсов - при жизни таких не было.

Священные места на планете (ФОТО)

Медики предположили, что столь аномальная активность как раз и связана с теми яркими видениями, о которых иной раз рассказывают люди, вернувшиеся с того света.

- Сначала мы не поверили своим глазам, - говорит руководитель экспериментов доктор Лакхмир Чавла (Lakhmir Chawla). - Подумали, что всплески на энцефалограммах порождены мобильными телефонами или другой работающей электронной аппаратурой. Позаботились о том, чтобы исключить подобное влияние. И снова увидели аномалии.

По словам доктора, ничего мистического в обнаруженном явлении нет.

- Все нейроны соединены в электрическую цепь, - объясняет Чавла. - От недостатка кислорода они теряют способность удерживать электрический потенциал. И разряжаются - испускают импульсы лавинообразно. При этом в мозгу могут возникать самые причудливые картины - от яркого света до тоннелей и прочих галлюцинаций. Мощные импульсы способны на какое-то время всколыхнуть и долговременную память - как бы высветить ее. И тогда перед глазами человека пронесется вся его жизнь, "явятся" давно умершие родственники. Словно бы придут с того света. Обо всем об этом и рассказывают пережившие клиническую смерть.

Источник kp.ru